Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Характерная черта нашей жизни — нарастание темпов изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам предстоит:
- Работать по профессиям, которых пока нет;
- Использовать технологии, которые еще не созданы;
- Решать задачи, о которых мы можем только догадываться.
Именно поэтому современное дошкольное образование должно соответствовать целям и требованиям опережающего развития. А современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся в будущем, а это и есть легоконструирование.
Актуальность введения легоконструирование в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к формированию предметно-пространственной развивающей среды, востребованностью развития широкого кругозора детей дошкольного возраста и формирования предпосылок формирования универсальных учебных действий.
С начала учебного года в нашем детском саду реализуется образовательная деятельность по легоконструированию.
Цель внедрения леготехнологии: создание условий для развития познавательной активности детей.
С помощью конструктора Лего решаются задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по следующим направлениям:
- Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
- Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
- Расширение своих представлений об окружающем мире — об архитектуре, транспорте, ландшафте.
- Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления.
- Обучение воображению, творческому мышлению.
- Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
- Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
Занятия посещают дети 3-7 лет.
Работа ведется, начиная с простых манипуляций с деталями лего и элементарных игр с конструктором, и постепенно, переходя к более сложным формам организации обучения дошкольников к конструированию.
Ребятам предлагаются разные формы организации обучения с целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок:
- Конструирование по образцу;
- Конструирование по модели;
- Конструирование по условиям;
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;
- Конструирование по замыслу;
- Конструирование по теме.
Данные формы активно используются на занятиях по легоконструированию.
Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Занятия проходят в легкой и непринуждённой обстановке. Ребята с большим интересом запоминают названия деталей и способы крепления конструктора, создают свои конструкции и строят по схеме. После завершения постройки педагог предлагает детям рассказать о ней, отвечая вопросы:
- Расскажи, что у тебя получилось?
- Расскажи, что ты делал сначала, что потом?
- Расскажи, какие детали лего ты выбрал? Почему?
- Расскажи, как скреплял детали?
- Расскажи, что ты еще хочешь добавить.
Педагог подводит детей к коллективному анализу и оценке собственной деятельности. После занятия обязательно отводится время для обыгрывания построек, поощряя стремление ребят к совместной игре. Например, педагог предлагает им объединить постройки в общий сюжет.
Многие родители отмечают, что после введения занятий по легоконструированию в нашем детском саду дети стали чаще играть в конструктор, который, по их мнению, реально может оторвать детей от гаджетов, что полезно для них самих и отрадно для их родителей. Собирать башни, кораблики или машинки дошкольники могут часами.
Легоконструирование позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий для развития навыков общения, творческих способностей детей, для решения познавательных, практических, исследовательских и коммуникативных задач, для реализации проектной деятельности дошкольников.